Экологическая политика
Реализация в 2018 году основных задач Компании в сфере природоохранной деятельности, с указанием затрат и мероприятий на охрану окружающей среды
Реализация основных задач в сфере природоохранной деятельности МРСК Юга в 2018 году осуществлялась в рамках экологической политики электросетевого комплекса и в соответствии с Планом мероприятий Компании по выполнению экологической политики на 2017–2019 годы. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» все производственные площадки МРСК Юга, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, находятся на учете в государственных органах. Всего в Компании зарегистрировано 130 таких объектов, в том числе 113 – III категории, 17 – IV категории.
В 2018 году в МРСК Юга действовали 17 лицензий на право пользования недрами с целью добычи подземных вод: пять – в филиале «Волгоградэнерго» и 12 – в филиале «Ростовэнерго». В целях охраны и рационального использования водных ресурсов в рамках лицензионных соглашений в 2018 году проведена оценка качества подземных вод, которая включала в себя наблюдение за уровнем и температурой подземных вод, учет водопотребления, отбор проб на бактериологический и химический анализ, определение физических свойств воды.
В целях охраны и рационального использования земель в Компании организован регулярный контроль за раздельным накоплением коммунальных и производственных отходов (отработанные шины, трансформаторы, аккумуляторы, ртутьсодержащие лампы, масла, металлолом и проч.), а также их своевременная передача специализированным организациям для обезвреживания, утилизации, размещения. Для контроля объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2018 году Компанией привлекались аккредитованные лаборатории в соответствии с графиками. В результате проверок превышений нормативных показателей не установлено.
Все производственные площадки МРСК Юга в течение 2018 года были обеспечены проектной и разрешительной документацией в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами. Своевременное нормирование негативного воздействия на окружающую среду, получение разрешительных документов и регулярный производственный экологический контроль позволяют Компании избегать уплаты штрафных санкций и сверхнормативных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В целях повышения компетентности сотрудников Компании в 2018 году по программам повышения квалификации руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности обучены 62 человека, к обращению с опасными отходами допущены 147 человек.
Общие затраты ПАО «МРСК Юга» на выполнение мероприятий в области охраны окружающей среды в 2018 году составили 19 318 тыс. руб.
Выполнение в 2018 году ПАО «МРСК Юга» наиболее значимых мероприятий в области охраны окружающей среды
В целях исполнения положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях в 2018 году с производственных площадок МРСК Юга передано на обезвреживание 1 056 статических конденсаторов с трихлордифенилом (46,5 т), в том числе по филиалу «Астраханьэнерго» – 189 шт., «Волгоградэнерго» – 91 шт., «Калмэнерго» – 284 шт., «Ростовэнерго» – 492 шт.
На начало 2018 года на объектах МРСК Юга находилось 3 540 ед. (175,676 т) чрезвычайно опасного оборудования. В соответствии с Графиком вывода из эксплуатации ПХБ-содержащего оборудования и сдачи на уничтожение ПАО «МРСК Юга на 2018–2024 годы к 2025 году Компания откажется от эксплуатации статических конденсаторов, содержащих трихлордифенил.
Кроме того, в целях сохранения редких, находящихся под угрозой глобального исчезновения видов птиц в 2018 году филиалом «Волгоградэнерго» в зоне биосферного резервата ЮНЕСКО Волго-Ахтубинская пойма на опорах воздушных линий установлено 1,2 тыс. птицезащитных устройств. Также в рамках реализации ремонтной и инвестиционной программ воздушные линии Компании оборудованы изолированным, безопасным для птиц проводом (всего 397 км).
Основные задачи Компании в области экологической безопасности на 2019 год
- Обеспечение и контроль безопасного уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.
- Повышение компетентности сотрудников по экологической безопасности.
- Установление птицезащитных устройств на опорах в зонах обитания и миграции птиц.
- Исключение сверхнормативного накопления отходов на производственных площадках, своевременный вывоз с территории производственных площадок отходов.
- Соблюдение лицензионных соглашений на пользование недрами.
- Исполнение Графика вывода из эксплуатации ПХБ-содержащего оборудования и сдачи на уничтожение ПАО «МРСК Юга» на 2018–2024 годы.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами
В сентябре 2018 года представитель исполнительного аппарата Компании принял участие в совещании по вопросу совершенствования системы экологического менеджмента ПАО «Россети». На встрече обсуждались вопросы реализации экологической политики электросетевого комплекса, результаты 2017 года и 1-го полугодия 2018 года, основные экологические проблемы «Россетей», а также была дана оценка результативности и эффективности внедрения системы экологического менеджмента в ПАО «МРСК Юга». В том числе было отмечено снижение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010–2017 годах, своевременная работа по повышению квалификации и экологической грамотности персонала Компании, темпы снижения количества нарушений (наблюдений, несоответствий), выявленных в ходе проведения внутренних аудитов экологического менеджмента.
В ноябре 2018 года в исполнительном аппарате и филиале «Волгоградэнерго» АО «СЖС Восток Лимитед» провело ресертификационный аудит на соответствие требованиям стандарта ISO 14001:2015. Группа аудиторов заключила, что Компанией установлена и поддерживается система экологического менеджмента в соответствии с условиями стандарта, продемонстрирована способность систематического успешного достижения соответствия ISO 14001:2015.
Показатель | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Изменение, % | 2020, цель | Комментарии и факторный анализ показателей | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общее количество забираемой воды с разбивкой по источникам, л | ||||||||||||
Поверхностные воды | – | – | – | – | – | – | ||||||
Подземные воды | 8 550 | 7 009 | 7 028 | 5 199 | –26 | 7 028 | Забор из подземных источников осуществляется в рамках лицензионный соглашений. Снижение объема забора подземных вод в 2018 году в сравнении с 2017 годом связано с уменьшением потребности в использовании воды | |||||
Сточные воды другой организации | – | – | – | – | – | – | ||||||
Муниципальные и другие системы водоснабжения | 179 656 | 161 793 | 185 174 | 184 558 | –0,30 | 184 558 | Передача сточных вод МУП «Водоканал». Увеличения объема забора воды в 2020 году не ожидается в связи с отсутствием планов по расширению объемов производства | |||||
Сброс использованной воды, л | ||||||||||||
Плановый | 126 810 | 131 526 | 159 005 | 163 316 | 2,70 | 163 316 | Причиной увеличения объема сброса является увеличение объема работ по реконструкции объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года, а также производственными нуждами. Увеличения объема сброса в 2020 году не ожидается, в связи с отсутствием планового расширения производства | |||||
Внеплановый | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||
Общая масса отходов с разбивкой по видам и методам обращения, т | ||||||||||||
I класс | 6,70 | 1,11 | 7,31 | 17,43 | – | 17,43 | Причиной увеличения объема образовавшихся отходов является увеличение объема работ по реконструкции объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года, а также производственные нужды. Увеличения образования отходов в 2020 году не ожидается в связи с отсутствием планов по расширению объемов производства | |||||
II класс | 13,20 | 7,23 | 7,45 | 3,49 | – | 3,49 | ||||||
III класс | 18,56 | 52,18 | 39,92 | 61,66 | – | 61,66 | ||||||
IVкласс | 2 844,01 | 3 496,63 | 2 811,48 | 2 916,51 | – | 2 916,51 | ||||||
V класс | 1 963,13 | 2 122,84 | 1 877,77 | 1 811,00 | – | 1 811,00 | ||||||
Всего | 4 845,59 | 5 679,99 | 4 743,92 | 4 810,08 | 1,39 | 4 810,08 | ||||||
Используемые методы утилизации, захоронения и переработки твердых отходов | ||||||||||||
Повторное использование | Отходы V класса опасности для хозяйственных нужд (бой железобетонных изделий и опилки древесины) | |||||||||||
Размещение на полигоне | Отходы I–V классов, образующиеся в ходе осуществления деятельности предприятия, передаются специализированным организациям для утилизации, обезвреживания, размещения на объектах, внесенных в ГРОРО | |||||||||||
Общие расходы и инвестиции на охрану окружающей среды, тыс. руб. | ||||||||||||
Модернизация производства | – | – | – | – | – | - | Увеличение общих затрат ПАО «МРСК Юга» на выполнение мероприятий в области охраны окружающей среды в 2016 году обусловлено необходимостью разработки проектной документации в области обращения с отходами. В период 2017–2018 годов значительных изменений не отмечено (снижение на 1,2 %) | |||||
Обращение с отходами | 4326,60 | 5516,47 | 10111,79 | 10 967,64 | – | – | ||||||
Очистка выбросов | 1966,40 | 4695,50 | 4305,50 | 4302,00 | – | – | ||||||
Ликвидация экологического ущерба | – | – | – | – | – | – | ||||||
Всего | 9 648,69 | 14 078,09 | 19 556,37 | 19 318,00 | –1,20 | 19 318,00 | ||||||
Расходы на предотвращение воздействия на окружающую среду и систему экологического менеджмента, тыс. руб. | ||||||||||||
Персонал для обучения и подготовки сотрудников | 614,50 | 182,50 | 784,00 | 2 341,00 | 198 | 1 008,00 | Увеличение затрат на повышение квалификации связано с необходимостью обучения персонала в связи с изменениями законодательства в области охраны окружающей среды. В целях реализации плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников в 2018 году было проведено обучение по программам повышения квалификации руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, экологической безопасности электросетевых предприятий (62 человека) и обучение лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (147 человек) | |||||
Внешние услуги для системы экологического менеджмента | 0 | 0 | 0 | 2 341,00 | ||||||||
Внешняя сертификация систем менеджмента | 579,54 | 579,54 | 579,54 | 2 341,00 | 174 | 579,54 | Увеличение затрат в 2018 году в сравнении с 2017 годом связано с проведением ресертификационного аудита системы менеджмента. В 2017 проводился надзорный аудит | |||||
Персонал для общей деятельности в сфере экологического менеджмента | – | – | – | – | – | – | ||||||
Исследования и разработки | – | – | – | – | – | – | ||||||
Дополнительные расходы на внедрение более чистых технологий | – | – | – | – | – | – | ||||||
Дополнительные расходы на «зеленые закупки» | – | – | – | – | – | – | ||||||
Другие затраты, связанные с экологическим менеджментом | – | – | – | – | – | – | ||||||
Всего | 1 194,04 | 762,04 | 1 363,54 | 7 023,00 | 372 | 1 587,54 |