Антикоррупционная политика

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции).

В целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы утвержденаРешение Совета директоров от 31 января 2017 года (протокол от 2 февраля 2017 года № 217/2017). и введена в действиеПриказ ПАО «МРСК Юга» от 8 февраля 2017 года № 81. новая единая Антикоррупционная политика ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети».

Антикоррупционная политика Компании представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.

Цель Антикоррупционной политики – формирование единого подхода к реализации требований ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции, касающихся обязанности ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции:

  • выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);
  • выявление, предупреждение и пресечение коррупционных и иных правонарушений;
  • минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных и иных правонарушений, в том числе предусмотренных ст. 19.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Основным кругом лиц, подпадающим под действие Антикоррупционной политики, являются сотрудники Компании вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, а также партнеры и контрагенты ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети», иные лица в силу взаимных обязательств между ними и Компанией, в том числе антикоррупционных обязательств и иных антикоррупционных соглашений.

Основные направления Антикоррупционной политики

  1. Определение функционала подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений и противодействие коррупции.
  2. Оценка коррупционных рисков (мошеннические и прочие противоправные действия сотрудников Компании или третьих лиц).
  3. Выявление и урегулирование конфликта интересов (декларирование конфликта интересов и сведений о доходах, проверка соискателей при приеме на работу и пр.).
  4. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы (Кодекс корпоративной этики и Правила обмена подарками).
  5. Рассмотрение и разрешение информации о возможных фактах коррупции и иных злоупотреблениях (работа с обращениями по жалобам, телефон горячей линии и т. д.).
  6. Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения сотрудников, консультирование и обучение сотрудников (ознакомление под подпись с ОРД и ЛНА по противодействию коррупции, дополнительные соглашения к трудовому договору по АКП, размещение информации на сайте, обучающие мероприятия и т. д.).
  7. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности, контроль экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском, проверка реализации организационных процедур и правил.
  8. Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с партнерами и контрагентами (проверка участников закупок и контрагентов, проверка на отсутствие личных контактов руководства и собственников на аффилированность, проверка подтверждающих документов участников закупок, внедрение Антикоррупционного стандарта, внедрение единой автоматизированной системы анализа и сбора информации о бенефициарах контрагентов (АС «АСИБ»).
  9. Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции, сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции.
  10. Участие в коллективных инициативах по противодействию и профилактике коррупции (присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса, использование в договорах стандартных антикоррупционных оговорок, прозрачные и открытые процедуры закупок и пр.).
  11. Противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций.
  12. Принятие, анализ применения и пересмотр Антикоррупционной политики.

Антикоррупционной политикой для сотрудников ПАО «МРСК Юга» установлены обязанности, в частности:

  • воздерживаться от совершения и/или участия в совершении коррупционных и иных правонарушений в своих интересах или от имени Компании;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционных и иных правонарушений в своих интересах или от имени Компании.

Во исполнение Антикоррупционной политики в ПАО «МРСК Юга» приняты следующие положения и регламенты:

  • Кодекс корпоративной этики ПАО «МРСК Юга»;
  • Положение о договорной работе и Единый стандарт закупок;
  • Порядок приема, рассмотрения и разрешения обращений заявителей о возможных фактах коррупции;
  • Положение об урегулировании конфликта интересов в ПАО «МРСК Юга»;
  • Положение о Комиссии по урегулированию конфликта интересов;
  • Положение о сообщении сотрудниками Компании о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей.

Антикоррупционной политикой предусмотрена ответственность должностных лиц за совершение коррупционных правонарушений и иных злоупотреблений.

К мерам ответственности за коррупционные и иные правонарушения в ПАО «МРСК Юга» относятся 1) меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и 2) меры корпоративного воздействия в соответствии с локальными нормативными актами Компании.

ПАО «МРСК Юга» проводит проверки по каждому обоснованному подозрению или установленному факту коррупции в рамках, допустимых законодательством Российской Федерации.

ПАО «МРСК Юга» присоединилось к Антикоррупционной хартии российского бизнесаСвидетельство о присоединении от 2 апреля 2015 года № 1517..

В Компании определены и исполняются мероприятия по реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса в ежегодном Плане противодействия коррупции в ПАО «МРСК Юга».

Принятые в отчетном периоде локальные нормативные акты в рамках реализации требований федерального антикоррупционного законодательства

В отчетном периоде разработаны и актуализированы следующие локально-нормативные акты, направленные на профилактику и предотвращение коррупции, соответствующие требованиям российского законодательства:

  • Методика оценки коррупционного риска в ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
  • Положение о порядке обработки персональных данных в автоматизированной системе анализа и сбора информации о бенефициарах в ПАО «МРСК Юга»;
  • Положение об инсайдерской информации ПАО «МРСК Юга»;
  • Регламент процесса «Противодействие коррупции»;
  • Положение об урегулировании конфликта интересов в ПАО «МРСК Юга»;
  • Положение о Комиссии ПАО «МРСК Юга» по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов.

Информация о возможных фактах коррупции и иных злоупотреблений в Компании

В соответствии с «Порядком приема, рассмотрения и разрешения обращений заявителей (сотрудников, контрагентов ПАО «МРСК Юга» и иных физических и юридических лиц) о возможных фактах коррупции»Утвержден приказом ПАО «МРСК Юга» от 2 ноября 2017 года № 122. в 2018 году производился контроль поступления сведений об обращениях и жалобах о возможных фактах коррупции.

Поступившие на рассмотрение за 2018 год в ПАО «МРСК Юга» два обращения регистрировались в отдельном журнале. По фактам поступивших обращений были проведены служебные проверки. По результатам проверок изложенные в обращениях обстоятельства не подтвердились, факты конфликта интересов не установлены.

Мероприятия по выявлению и урегулированию конфликта интересов

В 2018 году проведено ежегодное декларирование конфликта интересов сотрудников Компании за 2017 год. Количество лиц, подлежащих ежегодному декларированию, в ПАО «МРСК Юга» и ДЗО ПАО «МРСК Юга» составило 2 213.

После завершения электронного декларирования в автоматическом режиме осуществлена проверка задекларированных сведений с учетом данных СПАРК и информации о цепочках собственников, включая конечных бенефициаров по заключенным договорам ПАО «МРСК Юга» и ДЗО ПАО «МРСК Юга». По результатам проверки выявлено 55 инцидентов.

В результате проверки «инцидентов» случаев предконфликтных ситуаций и конфликтов интересов не выявлено.

Дополнительно проверены декларации на полноту информации о наличии работающих в Компании близких родственников. В результате в ПАО «МРСК Юга» выявлено и доработано 23 декларации.

В ходе проверки деклараций на предмет возможного наличия/отсутствия у сотрудников близких родственников, находящихся в непосредственном или прямом подчинении, выявлено 49 фактов, требующих дополнительной проверки.

По выявленным случаям запрошены должностные (рабочие) инструкции, положения о структурных подразделениях. В результате из 49 возможных случаев:

  • 32 не подтвердились в связи с отсутствием подчиненности;
  • три случая требуют урегулирования возможных конфликтов интересов;
  • 14 случаев урегулированы в связи наличием трудовых династий.

Результаты ежегодного декларирования 12 апреля 2018 года рассмотрены и утверждены на заседании Комиссии ПАО «МРСК Юга»Протокол от 13 апреля 2018 года № 8. по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с представленными ПАО «Россети» рекомендациямиОт 1 декабря 2017 года № ЕЮ-6290. предконфликтные ситуации в отношении трудовых династий признаны Комиссией разрешенными и не требующими проведения дополнительных мероприятий. Руководителям структурных подразделений поручено обеспечить контроль над выполнением должностных обязанностей производственным персоналом, отнесенным к трудовым династиям, исключающий злоупотребления, связанные с занимаемыми должностями, и возникновение конфликта интересов.

Заместителями генерального директора – директорами филиалов ПАО «МРСК Юга» в соответствии с Положением о конфликте интересов приняты меры для урегулирования выявленных предконфликтных ситуаций.

Результаты урегулирования предконфликтных ситуаций рассмотрены и утверждены на заседании Комиссии ПАО «МРСК Юга»Протокол от 1 октября 2018 года № 9. по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов.

Противодействие и профилактика коррупции при взаимодействии с партнерами и контрагентами

В 2018 году ПАО «МРСК Юга» выстраивало взаимоотношения с партнерами, контрагентами и третьими лицами в соответствии с антикоррупционными принципами и стандартами, осуществляло конкурентные закупки, руководствуясь объективными критериями при выборе поставщиков, проводило соответствующую информационно-разъяснительную работу.

В Компании осуществляется разъяснительная работа с контрагентами при отказе контрагентов в предоставлении информации о собственниках и подписании Согласия на обработку персональных данных.

ПАО «МРСК Юга» в отчетном периоде осуществляло конкурентные закупки, руководствуясь объективными критериями при выборе поставщиков, уделяя большое внимание формированию стандартов прозрачного бизнеса в энергетической отрасли. Все технические задания и вся документация по участникам закупочных процедур проходит обязательную проверку и антикоррупционную экспертизу.

При проведении плановых закупочных процедур по итогам 2018 года прошли проверку и согласование 845 технических заданий и 1 499 отчетов об оценке, в том числе аналитических записок. Проверено не менее 4 388 участников закупочных процедур, из которых 215 отклонено.

Кроме того, за отчетный период рассмотрены 749 пояснительных записок о включении в повестку центрального закупочного органа вопросов по корректировке Плана закупочной деятельности.

В процессе преддоговорной работы проверен, в том числе на достоверность и полноту информации о собственниках контрагентов, и загружен в АС «АСИБ» 54 351 доходный и расходный договор, из которых договоров с раскрытием цепочки собственников контрагентов – 2 529 шт., учтено бенефициаров – 2 242.

Антикоррупционная политика представлена на официальном сайте ПАО «МРСК Юга».

Участие в рабочих группах и коллективных инициативах по противодействию и профилактике коррупции

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2018–2020 годыУтвержден Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378., Антикоррупционной политикой ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» в течение 2018 года в Компании проводились обучающие мероприятия по противодействию коррупции в исполнительном аппарате, филиалах, ПО и РЭС Компании. Сотрудники Компании, принятые на работу в текущем году, были ознакомлены с международными правовыми актами в сфере противодействия коррупции, нормативными документами Российской Федерации по борьбе с коррупцией, с ЛНА Компании, в том числе более детально – с Антикоррупционной политикой. По результатам проведено анкетирование.

Во исполнение Плана противодействия коррупции в ПАО «МРСК Юга» на 2018 год в соответствии с утвержденным Планом подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ПАО «МРСК Юга» в 2018 году повышение квалификации прошли сотрудники Компании, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции в Южно-российском институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону), Санкт-Петербургской академии безопасности» и ЧУ ДПО «МКУЦ «Энергетик».

С целью обеспечения надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечения соответствия требованиям нормативных документов, профилактики и выявления коррупционных правонарушений в ПАО «МРСК Юга» проводились ревизионные проверки финансово-хозяйственной деятельности ДЗО ПАО «МРСК Юга» и аудиторские проверки филиалов.

В программы проверок были включены в том числе следующие вопросы:

  • проверка осуществления закупочной деятельности и ведения договорной работы;
  • проверка соблюдения требований Антикоррупционной политики, осуществления мероприятий по выявлению конфликта интересов.

Представитель ПАО «МРСК Юга» принял активное участие в рабочей группе по совершенствованию методологического обеспечения в области противодействия коррупцииСоздана распоряжением ПАО «Россети» от 20 июня 2016 года № 244р.. В течение 2018 года направлено четыре аналитические записки с предложениями для рассмотрения на заседаниях группы.

Информация о деятельности ПАО «МРСК Юга» в области противодействия и профилактики коррупции размещена в сети Интернет. На официальном сайте Компании разработан новый раздел «Противодействие коррупции».

Обеспечение безопасности экономической деятельности

В 2018 году с участием подразделения безопасности ПАО «МРСК Юга» подготовлено и направлено в правоохранительные и надзорные органы 194 материала (2017 год – 41), в том числе:

  • по фактам неучтенного потребления электроэнергии перед правоохранительными органами инициировано 172 проверочных мероприятия на предмет наличия в действиях нарушителей признаков преступления, предусмотренных ст. 165 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • по итогам проверок финансово-экономической и хозяйственной деятельности – 3 (2017 год – 2);
  • в рамках работы по возврату просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии – 6 (в 2017 году – 6) (ООО «Донреко», ПАО «Волгоградэнергосбыт», ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону»);
  • по другим основаниям – 13, в том числе в отношение сотрудников Компании – 3.

На основании материалов, подготовленных и направленных в правоохранительные, надзорные органы с участием ПБ и сопровождаемых ПБ, по результатам проведенных процессуальных проверок возбуждено девять уголовных дел (в 2017 году – 14, из них девять – по фактам разукомплектования электрооборудования и хищения ТМЦ):

  • 1 – ст. 165 Уголовного кодекса Российской Федерации «Причинение имущественного ущерба»;
  • 2 – ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации «Коммерческий подкуп»;
  • 3 – ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации «Кража»;
  • 2 – ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество»;
  • 1 – ст. 272 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неправомерный доступ к компьютерной информации».

По результатам рассмотрения материалов уголовных дел судами вынесено пять решений о привлечении нарушителей к уголовной ответственности (в 2017 году –8, из них пять – по фактам разукомплектования электрооборудования и хищения ТМЦ):

  • 1 – ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации «Коммерческий подкуп»;
  • 1 – ст. 272 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неправомерный доступ к компьютерной информации»;
  • 1 – ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации «Кража»;
  • 1 – ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество» (в отношение С. А. Хуруджи);
  • 1 – ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации «Злоупотребление должностными полномочиями».

В рамках административного судопроизводства (Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации) направлен 4 081 заявительский материал:

  • по признакам административного правонарушения в соответствии со ст. 7.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – 4 054 (в 2017 году – 1 121), по результатам рассмотрения судами вынесено 1 286 положительных решений (в 2017 году – 392);
  • по признакам административного правонарушения в соответствии со ст. 9.22 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – 27, по результатам рассмотрения которых Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора вынесено 27 положительных решений.